24 января 1919 года Яков Свердлов в письме Организационного бюро ЦК РКП(б) официально объявил о начале абсолютно изуверского и беспощадного уничтожения казаков, которые очень мешали молодым Советам.
Все дело в том, что не меньше 80% донских казаков служило в белых частях. Ответом на непокорность казаков, не желавших менять привычный уклад жизни, стала политика расказачивания.
В одночасье было забыто, что до революции говорили: «Граница Российского государства лежит на арчаке казачьего седла». Лишь убедившись, что территория становится мирной, здесь начинали заниматься земледелием.
Лучшая иррегулярная конница в мире покрыла себя неувядаемой славой на полях сражений, а в «домашней» жизни казаки отличались экономическими успехами – урожаями пшеницы, винограда, разведением лошадей.
Целью советской власти являлось полное уничтожение зажиточных казаков без какой-либо возможности достичь соглашения: «Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути здесь недопустимы».
Все силы были брошены на выполнение той директивы, а 24 января стал черным днем в истории казачества и страны в целом.
Вечером 24 января в свято-Никольский храме Верхнеуральска собрались казаки станицы Верхнеуральской второго военного отдела ОВКО, кадеты Верхнеуральского казачьего кадетского корпуса, гражданские лица. Атаман станицы Дмитрий Савёлов зачитал перед собравшимися то печально известное постановление, призвал не забывать истории казачества и пожелал, чтобы впредь не случалось деления нашего народа на белых и красных, гражданской войны, в которой не бывает победителей. Протоиерей отец Борис Синягин провел панихиду по погибшим в лихолетье казакам.
Виктор БОГАНОВСКИЙ
|